Медовый Спас — это самый первый летний августовский православный праздник в честь Спасителя и называется он еще Первым, Мокрым, Водным Спасом, Изнесением честных древ Животворящего Креста Господня. Такое название произошло из-за того, что раньше в Константинополе для приостановления стихийных бедствий и моровой язвы в этот день из храма для всеобщего поклонения стали выносить Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. И с этим Крестом с молитвами проходили по всему городу, останавливаясь для совершения молебнов. Многие, прикладываясь ко Кресту, получали исцеления, моровая язва отступала и природа успокаивалась. Поэтому не только в Константинополе, но и у нас на Руси этот праздник был одним из самых почитаемых. В этот день молились о том, чтобы Господь не попускал ни болезней, ни стихийных бедствий. А в память о том, что в Константинополе из храма выносили Крест, сейчас во всех храмах накануне праздника вечером (13 августа) совершается чин выноса Креста для поклонения всем верующим.

Медовый Спас празднуется 14 августа по новому стилю (1 августа — по старому стилю). В Медовый Спас принято покупать мед и освящать его в церкви, чтобы получить благословение не только для меда, но и для себя. Из-за того, что 14 августа была крещена вся Русь водой Днепра, Медовый Первый Спас также зовут еще Мокрым, Водным Спасом или Спасом на Воде. После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас — после 988 года во всех городах, селах и деревнях Руси было принято совершать крестный ход с Крестом с последующим купанием в реках.

Первый Медовый Спас приходится на 14 августа — начало очень короткого, но и очень строгого Успенского поста, установленного в память Успения (смерти) Пресвятой Богородицы Девы Марии.

Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Длится Успенский пост две недели – с 14 по 28 августа. Он почти такой же строгий, как и Великий. По уставу в понедельник, среду и пятницу предписывается невареная пища (сухоядение), во вторник и четверг пища вареная, но без масла, и лишь в субботу и воскресенье в меню могут появиться блюда с маслом. А рыба за весь пост разрешается только один раз – на праздник Преображения Господня.

Примечательно, что до Медового Спаса раньше православные христиане (и ныне сознательные — тоже) не ели мёда нового урожая. А вот мед прошлого года можно было кушать и до Медового Спаса. То же самое и с яблоками, виноградом, грушами нового урожая — их нельзя было есть вплоть до Яблочного Спаса. Кроме тех яблок или груш, которые чудом сохранились в погребе с прошлого года. До Орехового Спаса нельзя есть новые, свежие орехи, будь то грецкие орехи или лесные орехи, фундук, лещина, кедровые орешки, миндаль.