8 июля в православном календаре помечено днём памяти преподобной мученицы Февронии девы, а также прославлением великих угодников Божиих, благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Кроме того, с 2007 года в этот день учреждён общероссийский праздник – День семьи, любви и верности. Значит, светский и православные праздники мирно сосуществуют. Выбирайте, добрые люди.

На праздновании иконы Божьей матери «Достойно есть» в селе Юрьево после Литургии, крестного хода и трапезы произошло знакомство со священниками из Шабалинского района отцом Георгием и отцом Сергием. Иерей о. Георгий (Сенников) является настоятелем храма Рождества Богородицы посёлка Ленинского (раньше – село Богородское), а протоиерей о. Сергий (Суманеев) – настоятель Иоанно – Богословского храма в селе Высокораменское (раньше - село Богословское). Они поведали о крестном ходе в селе Архангельском в память местночтимой игумении Февронии, пригласили в молитвенное шествие. Отец Георгий назначен предстоятелем крестного хода в селе Архангельском, который нынче будет двадцать первым. Первый крестный ход памяти матушки Февронии был в 1999 году.

У Владимира Соловьёва есть строки:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё, видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

 

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий –

Только отклик искажённый

Торжествующих созвучий?

 

Наверное, отблеск незримого и отклик неслыханного позвал нас в дорогу, в крестный ход на поклон матушке Февронии в село Архангельское.

Туманным, неласковым утром, с капельками шелестящего дождя, мы, группа народного хора прихода храма святителя Николая (микрорайон "Домостроитель", остановка "Луговая"), отправились в незнакомый до сего дня путь. Дорога длинная, непростая и путешествующим необходима поддержка и помощь святителя Николая, нашего небесного покровителя. Проникновенные слова акафиста, молитвенный настрой произвели чудесным образом изменение погоды: робко, застенчиво проглянул солнечный лучик, подарив надежду на погожий день, постепенно всё как-то просветлело и заиграло радужными красками, а за окном как в калейдоскопе мелькала нерукотворная красота нашего края. Такое преображение внесло уверенность, что помощь Божия не минует нас. Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

 

Старинное село Архангельское.

Площадь перед боголепным красавцем храмом, ждущим своего возрождения, восстановления, наполнена группами крестоходцев и провожающими селянами. Праздничное настроение, благословение священников. Молитвенное пение возвестило о начале крестного хода. Сразу же произошло первое испытание от дороги, а, точнее, от бездорожья. После частых дождей, движения крупных машин дорога превратилась в сплошное месиво и требовалась определённая сноровка, чтобы не поскользнуться и не затонуть в глиняной массе. Дальше дорога превратилась в тропу, предлагая разные варианты: приятная полевая, неприятная болотная с кочками да ямками, заполненными водой, удивительная лесная дорожка с манящими островками алеющей земляники, с морем усыпанных золотом грибов лисичек. И все эти меняющиеся картинки на фоне непрерывного молитвенного пения, слаженного богодухновенного дуэта отца Сергия и матушки Людмилы, славящих Господа нашего, Пресвятую Богородицу, угодников Божиих. Нескончаемые тропари, кондаки, псалмы звучали радостно, вдохновенно, помогая преодолевать трудности хода, вызывая желание подпевать, соединяться в молитвенном обращении к Богу, превращаясь в хор, наполняя духовной силой физическое существо труда крестоходцев.

На остановках после молебнов хотелось получить информацию об игуменье Февронии. Оказывается, она уроженка здешних мест. Во крещении её звали Феклинией (или попросту Фёклой) Зотовой, родилась она в деревне Зотовцы. Здоровьем не была награждена, на всю жизнь сохранились у неё признаки паралича. Юродствующую Феклинию в округе знали как предсказательницу судьбы, тянулись к ней за советом, с просьбой о молитве.

Примерно в 1914 году Феврония создала Покровскую женскую общину вблизи села Архангельского Котельнического уезда (современный Шабалинский район). Она стала настоятельницей, игуменьей созданной общины.

После 1917 года для Покровской общины наступили тяжелые времена. Пытаясь выжить в новых жизненных условиях, община зарегистрировалась как сельхозартель. Насельницы общины имели справное хозяйство: мельница, полтора десятка коров, шесть лошадей, луга, пашни. Работали не покладая рук. Это был, можно сказать, образцовый «колхоз». Властям, ясно, такой «образец» не пришёлся по душе. А местные жители вспоминают, что председатель одного из хозяйств был доволен таким соседством: молитва насельниц творила чудеса, создавала собственный микроклимат. Председатель говорил: «Без урожая никогда не останемся. Вокруг у всех в сенокос дожди, а у нас вёдро».

К концу 1923 года община распалась. Монахини покинули общину, ушли кто куда. Сохранилось предание, что перед тем, как уйти из обители, матушка Феврония бросила в устроенную на источнике монастыря купальню свой крест и горшочек с мёдом, благословляя место, обжитое Богом и людьми.

Потом её жизнь была связана с Вяткой, сначала с Преображенским женским монастырём, а после закрытия, возможно, с Филейкой. В октябре 1929 года «Вятская правда» опубликовала материал «Поповская контрреволюция в Вятке». В нём объявлялось о раскрытии при Воскресенском соборе «антисоветской монархической организации», возглавляемой епископом Виктором (Островидовым) и игуменьей Февронией. ГПУ арестовало 23 человека. В газетах началась невообразимая истерия: требовали закрыть все храмы в городе, приговорить к смертной казни «вождей организации» епископа Виктора и игумению Февронию. В деле того времени не сохранилось документа о деятельности матушки Февронии, говорящей о её виновности.

Могила игумении Февронии находится на Филейском кладбище, неподалёку от могилы преподобного Стефана филейского.

В настоящее время подано прошение о причислении игуменьи Февронии к лику местных святых. Есть немало свидетельств о прозорливости матушки Февронии. Во время процветания обители она была местом паломничества. В своих воспоминаниях Татьяна Шуракова (в монашестве Магдалина, скончалась в 1978 году) рассказывала: брат Фёдор звал Татьяну с собой на заработки в Сибирь. В нерешительности Таня пошла за советом к матушке Февронии, взяв с собой двоюродную сестру Анну. Пришли: двор полон народу, говорят, что матушка уже 3 дня не принимает. Что делать? Но проходящая по двору послушница решила провести девушек в трапезную.

Вошли. Таня дала жертву (домотканую холстину) и не успела слова сказать, а матушка говорит: «Татьянушка, собралась на белый хлеб, на лёгкие работы, а я не благословляю» А потом предложила:«У нас тут храм строится. Пойдём со мной». Вышли они на улицу, и тут к матушке подлетела птичка, села на протянутую руку и запела. Игуменья ходила по монастырю, народ падал в ноги, прося благословение, матушка отвечала на вопросы. А птичка всё пела (а ведь обычно они такие пугливые!) И только когда вернулись к келье, матушка Феврония сказала птичке: «А теперь улетай». Птичка вспорхнула и улетела.

А Татьяне с Анной велела причаститься и завтра приходить к ней. И вот, на следующий день после службы, Татьяна стала задавать мучившие её вопросы: «Хочу в Сибирь с братом ехать, не благословите?» «Нет, не благословляю в Сибирь». «Может, матушка, благословите в монастырь?» «В монастырь не благословляю, скоро монастырей не будет». (Тут проявился дар провидения матушки Февронии). «Может, замуж мне пойти?» А игуменья ответила: «Замуж не благословляю. Мужья любят жён здоровых, а ты больная». И начала хватать себя за голову, живот, руки, ноги, бока и приговаривать: «Вся больная, вся больная».

Таня удивилась: какая же она больная, она первая работница на деревне, усталости и слабости не знает. А матушка обратилась к Анне: «Вот ты выходи замуж, что тебе чужих -то детей нянчить, своих будет много. Через три дня приедет к вам мужчина – это твой муж будет, Бог тебя за него благословляет». Аня же, наоборот, была крайне немощна: день поработает – неделю в постели лежит.

Вышли девчата от матушки и голову ломают: почему она так сказала? А вышло так, как игуменья Феврония предсказывала: через три дня явился Ане жених. Замужество преобразило её – она расцвела, семья была большой, дружной, работящей.

Таня же , действительно, заболела – годы спустя, в лагере. Шураковой дали десять лет. В лагере у неё были образки Божьей матери, святого пророка Илии, святителя Николая. Каждый вечер после работы она шла в ближайший лес, вешала иконки на ветках и молилась: «Матерь Божия, у меня десять лет заключения, я не согласна: это очень много. Пожалуйста, возьми на себя два с половиной года из моих десяти лет. И ты, святой угодник Божий Илия, я у тебя псаломщицей служила, читала, возьми и ты на себя два с половиной года. Святитель Николай, и я тебе читала службу в церкви, возьми и ты два с половиной года, тогда мне останется два с половиной года. А это я выдержу. Два с половиной года я выдержу»…

Молилась истово, разговаривая со святыми, как с живыми. И вот однажды к ней подошёл блаженный епископ Варнава (Беляев) и сказал: «Кто тебе дал эти десять лет? – и не дожидаясь, ответил: «Мужик. А там, – указал на небо, - у тебя другой срок. Жди Ильина дня, это день твоего освобождения». Так и вышло…

Вот они, чудеса, сотворённые игуменьей Февронией, примеры Божьего дара прозорливости матушки! Народная память бережно хранит эти примеры.

Крестоходцы же, дойдя до омута матушки Февронии, остановились и приняли молитвенное участие в панихиде пропев «Вечную память» страстотерпице Февронии. «Души их во благих водворятся и память их в род и род». Да будет так по слову Божию.

 

 Светлана Владимировна Усольцева

8 июля 2019 года.